Документальный фильм Кояанискатси (Koyaanisqatsi)
Источник: DVDRip Продолжительность: 97 минут. Год: 1983. Страна: США, Великобритания, Франция. Жанр: документальный
Режисcер: Годфри Реджио Сценарий: Майкл Хениг, Ron Fricke (снял через 9 лет БАРАКУ), Alton Walpole Продюсер: Френсис Форд Коппола, Лоуренс Тауб, Мэл Лоуренс, Roger McNew Оператор: Ron Fricke Композитор: Филип Гласс, Майкл Хениг
Фильм "Koyaanisqatsi" Годфри Реджио снимал в течение семи лет. 35 тысяч метров отснятой плёнки, плюс уникальные кадры, охота за которыми велась по киноархивам. "Koyaanisqatsi" - с языка индейцев племени хоппи - это безумная жизнь, беспорядочная жизнь, жизнь на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни... Жизнь - это движение. Кино - это движение. Безостановочное движение вызывает панику, кадры обрушиваются лавиной, режиссёр сталкивает, сочленяет, сращивает и терзает на экране органическое и синтетическое, природное и рукотворное - разные типы движения, разные виды жизни. Два года подряд на его монтажном столе лежит целый мир, который нужно собрать заново. Из хаоса сотворить космос или космос обратить в хаос. Но приходит момент, когда Реджио понимает: отныне всё зависит от музыки, музыки, которая будет сопровождать полифонию "Koyaanisqatsi". Он выбрал Филиппа Гласса. Творение свершилось. Кино Реджио ввергает в транс, излечивает, сводит с ума. Психосоматические реакции гарантированы ритмом - в основе музыки Филиппа Гласса лежат индуистские обрядовые песнопения, они совпадают с ритмом католических псалмов. Реджио дублирует ритм музыки монтажом. Человеческий организм реагирует изнутри - сокращением сердечной мышцы. Пульс зрителя совпадает с пульсом фильма - берегитесь, это ловушка! Теперь вы во власти у режиссёра. Теперь ваше сердце будет биться по его режиссёрской воле, пока не закончится фильм. "Мои фильмы, как всякое хорошее кино, резонируют с сердечной чакрой, - спокойно поясняет Годфри. - Это нормально. Главное, не нацеливаться изначально на определённые чакры. Я не имею на это права." Люди смотрят с экрана. В камеру. А получается глаза в глаза. Реджио добивается этого специально. И никогда не снимает исподтишка. Он чувствует, как из глаз этих людей в его фильм входят души. И поселяются там - в микротрещинках тёплого целлулоида. Люди видят в Годфри Реджио кого-то, кому дозволенно прикасаться к их душам. Гениальный фильм "Кояанискатси" Годфри Реджио в живом сопровождении представляет собой магическое сочетание кино и музыки, исполняемой поистине звездным составом музыкантов Philip Glass Ensemble. Кроме самого Гласса, в состав ансамбля входят 8 других известнейших инструменталистов и вокалистов. Все участники ансамбля пишут и свою музыку, а флейтиста и саксофониста Джона Гибсона (John Gibson) Филип Гласс считает одним из самых выдающихся композиторов современности.
И больше...
Появление ленты Г.Реджо, снимавшего ее полулюбительски, в течение нескольких лет, лишь на финальной стадии получившего поддержку Ф.Ф.Копполы, который выпустил картину в прокат, было почти подобно пришествию инопланетян или же людей из прежней высокой цивилизации. Словно произошло открытие "суматошной жизни, потерявшей равновесие, расколотой на куски, или совсем иного способа жизни". Все это как раз и означает слово "кояанискатси", позаимствованное у индейцев племени гопи. Философская, эсхатологическая кинопоэма Г.Реджо, сопоставляя явления природы и проявления современной цивилизации в самых разных ее ипостасях, настолько мощно, впечатляюще, почти галлюценогенно воздействует на зрителей (особенно в большом кинозале с аппаратурой "Долби-стерео"), что внушает мысль о мире, "слетевшем с катушек". Взгляд будто из космоса или из глубины веков дает возможность увидеть другими глазами лишенную смысла суету, мельтешение, копошение маленьких человечков и больших городов; засорение, задымление и медленное уничтожение жизненного слоя Земли; самоубийство человечества, добровольно приносящего себя в жертву научно-техническому прогрессу. Оно стремится вверх, за пределы, в космические дали, а вынуждено, взорвавшись, падать обломками ракеты, подчиняясь земному тяготению — один из самых уникальных кадров за всю историю кинематографа.
|